Курехин был больше чем музыкант, – он претендовал на статус личности космического масштаба. Немыслимые перформансы, новаторская музыка, абсурдистские телепередачи сделали его одним из самых ярких и таинственных артистов позднего СССР. Ему было тесно в рамках одного жанра, поэтому он открывал направления, о которых никто не знал, и стоял у истоков нового искусства. Сегодня вспоминаем его увлечение джазом.
Фри-джазом Курёхин увлёкся в конце 1970-х годов. Он заинтересовался этим жанром, услышав записи позднего Джона Колтрейна и, в частности, игру аккомпанировавшего ему пианиста Маккоя Тайнера, Курехин открыл для себя новое музыкальное пространство, где было больше простора для полета фантазии, чем в роке.
«Рок сейчас никого из моих друзей не удовлетворяет. Среди музыкантов моего поколения существует колоссальный интерес к серьезной музыке, в частности, к современному джазу», – утверждал 23-летний Курехин в интервью ленинградскому журналу «Квадрат».
В мае 1978 года он впервые выступил вместе с ансамблем ленинградского джазового саксофониста Анатолия Вапирова на фестивале в Куйбышеве, позже музыканты ездили на гастроли по всему Союзу.
Однако из-за творческих разногласий Курёхин покинул ансамбль. В 1980 году он начал играть вместе с саксофонистом Владимиром Чекасиным и в других проектах. Через год молодого экспериментатора из СССР заметили за границей и издали пластинку Ways of Freedom, куда вошли его записи.
С 1981 года Сергей Курёхин начал сотрудничать с Борисом Гребенщиковым, участвуя в записях альбомов «Аквариума» и играя на концертах группы. В том же году он создал проект Crazy Music Orchestra, куда входили представители ленинградских рок-групп, джазмены и другие авангардные музыканты.