Джордж Гершвин – потомок выходцев из России

26 сентября 1898 года в Бруклине родился Яков Брускин Гершовиц, известный всему миру под именем Джордж Гершвин. Он стал одними из самых известных композиторов эпохи раннего джаза, чье влияние неоспоримо до сих пор.

Отец будущего музыканта, Мойше (Мориц) Гершович, сменил фамилию на Гершвин сразу после переезда в Америку из Санкт-Петербурга. Спустя четыре года после эмиграции Мориц Гершвин женился на Розе Брускиной, маме будущего композитора.

Джордж Гершвин написал порядка 300 песен, много музыки к кинофильмам, фортепианные пьесы и концерты, оперетты и мюзиклы.

В начале 1924 года он создал одно из лучших своих произведений – Rhapsody in Blue. В день премьеры в Эолийском зале Нью-Йорка афиши сообщали, что предстоит «эксперимент в современной музыке» . Никогда прежде в концертном зале не собиралась столь разнообразная публика, как в тот день 12 февраля 1924 года. Зал был заполнен до отказа, а в передних рядах сидели признанные корифеи музыки: Л. Годовский, С. Рахманинов, Ф. Крейслер, И. Стравинский, Л. Стоковский и другие.

Рапсодию Гершвина, как произведение «идеологически чуждого» американского композитора, долгое время не исполняли в СССР. В Ленинграде в 1931 г. её несколько раз сыграл оркестр Мюзик-холла, Исаак Дунаевский даже устраивал публичный разбор нотного текста произведения для вразумления стремившихся запретить исполнение функционеров-экстремистов из Российской ассоциации пролетарских музыкантов. Но в Москве она не звучала до августа 1945, когда СССР и США — победоносные союзники по Второй мировой войне — находились в конце уникального периода открытости к культурам друг друга, которому вскоре суждено было смениться «холодной войной». В год великой Победы на сцене Большого зала Московской государственной консерватории «Рапсодия» прозвучала в исполнении Большого симфонического оркестра, дирижировал Николай Голованов, а за роялем был блестящий пианист с консерваторским образованием, лучше всех в стране на тот момент знавший и джазовую стилистику — первопроходец советского джаза Александр Цфасман. В 1960 г. Александр Наумович сделал студийную запись «Рапсодии» с Государственным симфоническим оркестром СССР, дирижировал Геннадий Рождественский. Кстати, на этой пластинке название произведения впервые было передано с правильной смысловой коннотацией: «Рапсодия в стиле блюз». Хотя блюз — не стиль, но это не так важно; важно, что перевод подчёркивает ту самую опору на интонации музыки чёрных американцев, которую имел в виду Гершвин.