Единственный в России рукотворный вибрафон

Это история одного уникального инструмента. Единственного рукотворного вибрафона в России. А создал его легендарный джазмен Самары-Куйбышева Григорий Галочкин.

Григорий Петрович Галочкин — выдающийся музыкант, руководитель уникальных оркестров — оркестр банджо, созданный в 1937 году и первый женский джазовый оркестр, 1940 год. Как и многие джазовые музыканты советского времени, Григорий Петрович имел инженерное образование и помимо музыки долгое время руководил Куйбышевским авиационным техникумом. Благодаря своим техническим талантам, Галочкин сконструировал великолепный вибрафон. Впервые вибрафон Григорий Петрович услышал на концерте Олега Лундстрема. И был поражен его звучанием. Но выяснилось, что в Советском Союзе таких инструментов нет. Историк джаза, музыкант, журналист Игорь Вощинин в своей книге «Джаз в Самаре: вчера и сегодня» пишет: «На концерте биг-бэнда Олега Лундстрема Григорий Петрович был очарован звучанием редкого тогда инструмента – вибрафона. В оркестре Лундстрема был вибрафон немецкого производства, и Олег Леонидович сказал, что отечественная промышленность делать такие еще не научилась. Это задело самолюбие куйбышевского музыканта – инженера.


В декабре 1964 г. при новой встрече в Куйбышеве Галочкин продемонстрировал патриарху российского джаза вибрафон собственного изготовления. Сохранился официальный документ с печатями и подписями Олега Лундстрема вместе с ведущими музыкантами оркестра, а также тогдашнего директора филармонии М. Блюмина и главного дирижера симфонического оркестра С. Дудкина. Все они подтвердили, что опробованный инструмент может быть приравнен к американским вибрафонам. Он во многом превосходит инструменты, ввозимые из Германии, а также может рекомендоваться в качестве образца для производства вибрафонов в нашей стране». Команде Самарского Джазового Движения посчастливилось отыскать оригинальный документ — описание инструмента от Григория Галочкина. Вот что пишет автор: «В нашей стране вибрафоны не изготавливаются, а покупаются в зарубежных странах, главным образом в ГДР. Качество немецких вибрафонов находится на низком уровне, вследствие плохого и нестройного звучания звуковых пластин. Отсутствие отечественных вибрафонов не позволяет найти им широкое применение в музыкальной культуре нашей страны. Все это побудило к созданию улучшенной конструкции отечественного вибрафона». Куйбышевский вибрафон действительно превосходил по стройности и звучанию зарубежный. Григорий Галочкин писал, что достиг такого качества за счет правильного выбора параметров и геометрий звуковых пластин. Изготовлены пластины из недорогого дюралюминиевого сплава. «…звуковые пластины зарубежных вибрафонов изготовляются из специальных засекреченных фирмой дорогостоящих сплавов», — пишет Галочкин. Более того, все вибрафоны того времени имели диапазон в три октавы от «фа» до «фа». Вибрафон Григорий Галочкина сконструирован с диапазоном в три с половиной октавы от «фа» малой октавы до «до» четвертой октавы. В документе сказано, что серийное производство предлагаемого вибрафона может быть осуществлено на Куйбышевском металлургическом заводе имени В.И. Ленина или на другом подобном заводе, или даже в учебных мастерских Куйбышевского авиационного техникума. Куйбышевский авиационный техникум направлял в Государственный комитет по делам изобретений и открытий СССР заявку на выдачу авторского свидетельства на музыкальный инструмент вибрафон, сконструированного и изготовленного преподавателем техникума Галочкиным Григорием Петровичем не в порядке выполнения служебного долга. Но почему инструмент так и не стали производить, к сожалению, выяснить пока не удалось.
Как ваши вибрафонные дела? Мастерство Григория Галочкина, как музыканта и инженера было признано на высшем уровне. Легендарный джазовый музыкант Олег Лундстрем доверил в 1964 году Григорию Петровичу отремонтировать вибрафон в его оркестре. Была изготовлена и заменена одна из звуковых пластин, что само по себе является технически очень тонкой и сложной операцией.


А в 1965 году в оркестре Лундстрема появился новый вибрафон. Олег Леонидович приглашал Григория Петровича лично оценить инструмент и его «идеальные низкие ноты». Вот что писал Олег Лундстрем: «Уважаемый Григорий Петрович! Как мы с вами договаривались, сообщаю, что 5 февраля мы получили новый вибрафон с диапазоном от «фа» до «фа». Красавец вибрафон. Он сконструирован немного иначе, чем мой старый. Удобней при сборке. Так что если вы будете в Москве и мы будем в это время дома, то дайте мне знать заранее, я вам его продемонстрирую. Вам будет очень интересно! Все низкие ноты звучат у него идеально. В Москве мы будем весь апрель, а затем едем в Прибалтику. В марте мы будем в Ростове. Как ваши вибрафонные дела? Пока. Всего хорошего, до новой встречи. С приветом. Олег Лундстрем». Запорожье. 14 февраля 1965 года».


Вибрафон сегодня с момента создания, вибрафон Григория Галочкина постоянно звучал на концертах в ДК «Родина» в Куйбышеве (сегодня — Дом дружбы народов). Затем он два года находился в Саратовской консерватории, откуда был срочно возвращен в Самару, где понадобился на авторском вечере народного артиста СССР, композитора Андрея Эшпая. Сегодня вибрафон стоит на балансе у Самарского муниципального духового оркестра. Команда Самарского Джазового Движения поехала посмотреть и послушать легендарный инструмент. Все оригинальные технологии, которые создал Григорий Петрович работают, как часы. Вместе с вибрафоном сохранились оригинальные деревянные кофры и самые первые колотушки. Инструмент хорошо строит и готовится к гастролям с оркестром. Семья Григория Галочкина бережно хранит фото и документальный архив музыканта. Сохранились не только официальные документы, но чертежи, по которым Григорий Петрович создал инструмент. Все чертежи в хорошем состоянии и по ним все еще можно создать еще один вибрафон Галочкина.

О существовании уникального инструмента команда Самарского Джазового Движения узнала в процессе подготовки интерактивной экспозиции «История отечественного джаза в Самаре». Проект стал победителем второго грантового конкурса Фонда президентских грантов на развитие гражданских обществ в 2022 году. Выставка посвящена 100-летию российского и 60-летию самарского джаза.