Алексей Кузнецов – джазовый музыкант, гитарист, композитор, педагог, Народный артист России.
Алексей Алексеевич Кузнецов родился в Челябинске в сентябре 1941 года. Его отец был известным гитаристом, играл в Государственном Джаз-оркестре СССР , много лет проработал в квартете под управлением Бориса Тихонова и в оркестре под управлением Юрия Силантьева. Сын еще в детские годы решил пойти по стопам отца, в школе играл в любительском эстрадном оркестре. Вместе с отцом слушал на радио джазовые передачи и интересовался творчеством Олега Лундстрема, Эдди Рознера и Бориса Ренского.
После школы Алексей Кузнецов поступил в Московское музыкальное училище им. Октябрьской революции по классу домры, хотя уже давно играл на гитаре и планировал быть гистаристом. В то время шестиструнная гитара считалась идеологически чуждым инструментом, поэтому отдельного класса не было, а на отделение семиструнной гитары начинающего музыканта не приняли. Кузнецов играл в разных ансамблях, но его джазовая карьера началась в 1959 году с поступления в оркестр Московского института химического машиностроения под руководством Бориса Фиготина.
В 60-е годы Кузнецов начал играть в дуэте с гитаристом Николаем Громиным, параллельно работая (с 1962 по 1974) в Эстрадно-симфоническом оркестре Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Юрия Силантьева, заменив отца. В эти же годы гитарист выступает на различных джазовых фестивалях в составе нескольких коллективов. в трио с Иваном Васениным и Владимиром Мосуновым Кузнецов впервые исполнил свою авторскую пьесу «Алёша», посвящённую сыну. Пьеса впоследствии стала одним из стандартов советского джаза. Записывался с пианистами Игорем Брилем и Вагифом Садыховым, вибрафонистом Леонидом Гариным.
В трио с пианистом Леонидом Чижиком и басистом Алексеем Исплатовским записал «Мелодии Джорджа Гершвина». Однако самым знаковым и успешным сотрудничеством в биографии музыканта стал дуэт с Николаем Громиным.
В 1975 году Кузнецов поступил в Оркестр кинематографии, внутри которого создал джазовый квартет, выпустивший на «Мелодии» альбом «Утверждение». За время работы в оркестре гитара Кузнецова прозвучала в популярных советских кинокартинах («Семнадцать мгновений весны», «Мимино», «Жестокий романс» и др.).
В 1981 году Кузнецов выпустил свою первую сольную пластинку «Голубой коралл». В альбом вошли джазовые стандарты и одноименная композиция в стиле джаз-рока, которые приобрели популярность в СССР. В 80-е и 90-годы много выступал и гастролировал в разных составах, работал с Георгием Гараняном, Даниилом Крамером, Алексеем Козловым, Игорем Бутманом, продолжил сотрудничество с Игорем Брилем и Николаем Громиным.
Джазовый критик Алексей Баташев писал о Кузнецове: «Гитара в руках Алексея Кузнецова звучит как оркестр — настолько разнообразна, ярка и насыщенна её звуковая и ритмическая палитра. Являясь выдающимся солистом, он обладает и ещё одним редким талантом — талантом аккомпанировать, побуждая солиста к интенсивному творческому взлету, активизируя его исполнительскую фантазию».