Андрей Товмасян — важнейшая фигура советского джаза в 60-е годы. Трубач блистал на легендарных международных фестивалях. Его самой яркой композицией стала «Господин Великий Новгород».
Андрей Товмасян родился в Кирове. Его отец был родом из Турции, откуда бежал 1915 году во время геноцида армян, мать – русская.
Андрей начал заниматься музыкой в 14 лет. В юном возрасте музыкант всерьез заинтересовался джазом и уже в 17 лет дебютировал на одном из первых советских джаз-фестивалей в Тарту. А год спустя выступал там уже в составе квинтета Алексея Козлова и был назван лучшим трубачом.
Его огромным успехом стало выступление на московском фестивале «Джаз-62», где прозвучала его пьеса «Господин Великий Новгород», в которой слышны мотивы русской народной музыки.
Эту же композицию Товмасян представил на фестивале «Jazz Jamboree-62» в Варшаве. Пьеса произвела ошеломляющее впечатление на музыкальных критиков разных стран. Впоследствии «Господин Великий Новгород» стала очень узнаваемой джазовой композицией во всем СССР.
В 1966–1968 Товмасян играл в оркестре «Чанги» Бориса Рычкова и в квинтете Виталия Клейнота. В 1968 он собрал собственный квартет, выступал в московских ресторанах, в джаз-клубах. А 1982 – 1984 музыкант был солистом в оркестре Олега Лундстрема.
Товмасян — не только музыкант, но также литератор и поэт. О своей судьбе он написал в книге «Воспоминания».
«Андрей стал сенсацией фестивалей в Тарту, Ленинграде и Москве. Он был в первой советской горстке джаза, робко вывезенной в Варшаву (заграница!), и тут же олицетворил собою пробившееся сквозь сталинский асфальт новое поколение. Его «Господин Великий Новгород» с колокольными звонами в начале и в конце стал козырем в защите джаза; слава этой действительно живописной вещи, может быть, даже заслонила самого автора. Так бывает», – писал о нём Алексей Баташев.