Исаак Дунаевский

Исаак Дунаевский (полное имя Ицхак-Бер бен Бецалель-Йосеф Дунаевский) – композитор, дирижер, Народный артист России.


Исаак Дунаевский не считал себя джазовым композитором. Его репертуар был гораздо шире стилистически, но он прекрасно ориентировался в джазовой музыке и многие из его композиций и песен использовались джазовыми музыкантами.


Исаак Осипович Дунаевский родился в 1900 году в Полтавской губернии в еврейской семье. Его отец был банковским служащим, а мать пела и играла на фортепиано. Исаак научился играть на пианино к 6 годам и в 10 лет поступил в Харьковское музыкальное училище. Параллельно мальчик учился сначала в гимназии, затем в местном университете на юридическом факультете. В 1918 году Дунаевский окончил Харьковскую консерваторию по классу скрипки.
В 1920 году был принят на работу в Харьковский русский драматический театр, где он писал музыку к спектаклям и дебютировал как дирижер.


В 1924 году Дунаевский перебирается в Москву, где становится руководителем музыкальной части Театра сатиры и театра «Эрмитаж» и создает первые оперетты.


В 1929 году Дунаевский переехал в Ленинград и стал музыкальным руководителем Ленинградского мюзик-холла. В эти же годы он начинает сотрудничать Леонидом Утёсовым. Дунаевский сочиняет программу «Джаз на повороте», опираясь на народные песни, и создает различные джазовые произведения для Утесова.


В начале 30-х годов композитор обращается к написанию киномузыки и становится автором нового советского жанра – музыкальной кинокомедии. В 1934 году выходит фильм Григория Александрова «Веселые ребята», который по сюжету заканчивается выступлением джазового коллектива Леонида Утесова и Любови Орловой на Исторической сцене Большого театра. Творческий союз Дунаевского и Александрова оказался плодотворным: композитор пишет музыку к фильмам «Цирк», «Волга-Волга» и «Светлый путь».


В 1937-41 годы Дунаевский возглавлял Ленинградский Союз композиторов. Во время Великой Отечественной войны много выступал по всей стране, написал будущий гимн столицы «Моя Москва» (на стихи Марка Лисянского и Сергея Аграняна) и другие песни, ставшие популярными на фронте. В 1943 году вернулся в Москву.


После войны Дунаевский возвращается к созданию оперетт, продолжает писать музыку к кинофильмам и эстрадные песни.


По поводу роли Дунаевского в развитии советского джаза музыковед Тамара Айзикович пишет: «Он стал первым в России крупным эстрадным композитором, который налаживал мосты с западной культурой, осваивал джазовую стилистику и экспериментировал. По сути, он работал в том же русле, что и Джордж Гершвин, сочинявший, по собственному выражению, «в духе джазовых идиом». Интересно, что Дунаевский создавал музыку по методу джазменов, которые, сыграв импровизацию на избранную тему, через мгновение рождают новый вариант исходной музыкальной идеи. Он был человеком широкого художественного кругозора и в совершенстве владел оркестровыми средствами. Ему удалось органично соединить джаз с советской массовой песней и эстрадной музыкой. Этот синтез получил название «песенный джаз».