Вадим Людвиковский

Вадим Людвиковский – джазовый дирижёр, композитор, аранжировщик, популяризатор свинга и оркестровой джазовой музыки в СССР. Заслуженный деятель искусств России.


Вадим Николаевич Людвиковский родился в 1925 году в Курске в семье дирижера военного ансамбля. В 4 года научился играть на рояле, в 6 лет – на кларнете, в восемь сел за пульт гобоиста в военном ансамбле, которым управлял его отец. В 1941 году окончил Курское музыкальное училище, во время Великой Отечественной войны активно выступал на фронте, какое-то время – с ансамблем Минского военного округа, затем руководил оркестром Белорусского военного округа, где встретился с руководителем Госджаза Белорусской республики знаменитым Эдди Рознером. Рознер взял Людвиковского в свой оркестр, что повлияло на творческое становление последнего. Однако в 1946 года Рознера арестовывают и приговаривают к 10 годам лагерей.


Позже Вадим Людвиковский играет в оркестре Утёсова, где проработал 10 лет в качестве музыкального руководителя, дирижёра, пианиста и аранжировщика. В 1949 году Людвиковский поступил в Ленинградскую консерваторию по классу композиции к Венедикту Пушкову, которую успешно окончил в 1953 году.
В 1966 году Гостелерадио предлагает музыканту создать оркестр. Людвиковский собирает ансамбль из уже известных джазовых солистов – в оркестре играли саксофонисты Георгий Гаранян, Геннадий Гольштейн, Алексей Зубов, Виталий Долгов, трубачи Константин Носов, Герман Лукьянов, Владимир Чижик, тромбонист Константин Бахолдин, пианист Борис Фрумкин и многие другие джазисты. Оркестр был невероятно успешен, записывал произведения джазовых композиторов, гастролировал по стране и за рубежом, озвучивал известные советские фильмы (например, «Джентльмены удачи»). Дюк Эллингтон как-то сказал о коллективе Вадима Людвиковского: «Если бы у меня был такой оркестр, я бы достиг вообще всего!».


Однако в начале 70-х для джаза вновь наступают сложные времена, чем воспользовались враги и завистники Людвиковского. Под найденным предлогом оркестр распускают, а самого дирижера увольняют.
Пианист Борис Фрумкин в одном из своих интервью сказал: «Вадим Николаевич был и композитором, и оригинальным аранжировщиком: блестяще знал колористику оркестра, умело пользовался различными эффектами и приемами. Среди его пьес – красивая и нежная композиция «Акварель», интересная «Погоня», «Цветы для москвичей»… Я испытывал невероятный пиетет к коллегам и, конечно, к самому Вадиму Николаевичу, несмотря на сложности в его поведении. Он был обидчив… но абсолютно очарователен. Всячески поощрял творчество, предоставлял нам как музыкантам громадную свободу».