Юрий Маркин – контрабасист, пианист, композитор, аранжировщик, педагог.
Юрий Иванович Маркин родился в 1942 году в Астрахани. В 1959 году поступил в местное музыкальное училище по классу контрабаса, где проучился 3 года. В 1964 году был принят в Московскую консерваторию на отделение композиции к Родиону Щедрину. Консерватория осталась неоконченной и уже 1980 году будучи известным музыкантом Юрий Маркин закончил 2-е Московское Областное Музыкальное Училище имени С. С. Прокофьева по классу фортепиано.
Джаз пришел в жизнь Маркина в 1962 году, когда 20-летний музыкант дебютировал в качестве пианиста в составе джаз-оркестра Хабаровской филармонии. В 1960-е годы Маркин играл в «КМ-квинтете» в кафе «Молодёжное» у пианиста Вадима Сакуна, был контрабасистом квартета Алексея Козлова и Александра Пищикова, играл в трио Германа Лукьянова. В 70-е работал в Москонцерте в джаз-оркестре Александра Горбатых в качестве пианиста, басиста и аранжировщика, также был пианистом и аранжировщиком в Государственном эстрадном оркестре Леонида Утёсова.
В 1974 году в систему официального музыкального образования были введены джазовые программы обучения, и вскоре после этого Юрий Иванович начинает преподавательскую деятельность на Эстрадном отделении музыкального училища в Электростали. С 1991 года преподает в училище им. Гнесиных в Москве. Позже был издан учебник Маркина по импровизации.
В 1990-е годы Маркин много работает над джазовыми аранжировками и делает обработки классических произведений. Для оркестра Анатолия Кролла написал программу «Русская классика в джазовой обработке», также играл джазовые обработки в составе собственного квартета, собранного из преподавателей Музыкального училища им. Гнесиных. Маркин стоял у истоков джазовой оперы в России и осуществил ряд постановок при Джаз-Арт-Клубе Александра Эйдельмана (Саксофонист» по новелле Кортасара «Преследователь», «Про Маргариту и Мастера» по роману Булгакова и др.).
В 1995 году музыкант перенес инсульт, парализовавший его левую руку, и тогда Маркин придумал свой особый фортепианный стиль «One Hand Piano», при котором он смог исполнять мелодическую и гармоническую линии одной рукой.
«Когда он перестал доказывать, что он не только композитор, но и ещё клавишник. Тогда его мелодические линии стали интонационно отточены до остроты бритвы и, как у Майлса Дэйвиса, несут необычайную смысловую нагрузку. Он написал «одноручный» концерт, который лично меня потряс своими музыкальными открытиями и фантастическим переплетением джазовой энергетики и полифонических приёмов из арсенала академической музыки», – пишет о нем джазовый композитор Олег Степурко.